…я страдал и жил, а вместе и прозрел, и еду на Запад не как в страну «буржуазной культуры» или бывшую страну «святых чудес», теперь «гниющую», но как в страну еще сохраняющейся христианской культуры… «Россия», гниющая в гробу, извергла меня за ненадобностью, после того, как выжгла на мне клеймо раба.
Даты жизни: 16(28) июля 1871 — 13 июля 1944
Родился в городке Ливны Орловской губернии в семье потомственного священника. Учился в Ливенском духовном училище, затем в Орловской духовной семинарии. Испытав кризис веры, покинул ее в 1888 году и перешёл учиться в классическую мужскую гимназию в Ельце. Закончил в 1894 году Московский университет (кафедра политической экономии и статистики) и включился в активную философскую и социально-политическую деятельность. С 1895 года преподавал в Московском техническом училище.
В начале 1901 года переехал в Киев, назначен экстраординарным профессором Киевского политехнического института и приват-доцентом Киевского университета Святого Владимира. Позже Булгаков примкнёт к ряду политических движений (Союз освобождения, Христианское братство борьбы etc.), однако уже в этот период намечается его склонность к теоретической деятельности.
Творчество Булгакова начиналось с публицистики, статей на экономические, культурно-общественные и религиозно-философские темы. В своих интеллектуальных интересах эволюционировал от легального марксизма к немецкому идеализму, философии В. С. Соловьёва и Ф. М. Достоевского. Результатом становится выход в 1903 году сборника статей «От марксизма к идеализму» и публикации в религиозно-философских журналах и сборниках («Новый путь», «Вехи» etc.), становится одним из главных выразителей так называемого «веховства», призывавшего интеллигенцию к отрезвлению, отходу от стадной морали, утопизма, оголтелого революционерства в пользу работы духовного осмысления и конструктивной социальной позиции. Участвует также в деятельности Религиозно-философского Общества памяти Вл. Соловьева и книгоиздательства «Путь». В 1906 году был избран депутатом Второй Государственной Думы (как беспартийный «христианский социалист»).
В первое десятилетие XX века происходит сближение Булгакова с членами «новосёловского кружка», или «Кружка ищущих христианского просвещения». По всей видимости, именно проблематика дискуссий данного кружка предопределила обозначившийся в начале 10-х гг. интерес Булгакова к имяславческому движению. В это же время особую роль в духовной эволюции Булгакова «от марксизма к идеализму» сыграло сближение со о. Павлом Флоренским.
Несколько позже выходят его фундаментальные работы, в которых Булгаков осмысляет социально-экономическое измерение бытия («Философия хозяйства», 1912) и формирует первый вариант софиологии в рамках собственной религиозно-философской системы («Свет невечерний», 1917). В дореволюционный период он активно размышляет над проблемами христианского социализма и христианской историософии.
Важным моментом в Булгакова «от марксизма к идеализму» становится принятие священного сана. Уже 1917 – 1918 гг. Булгаков вёл активную церковную деятельность, участвовал как представитель от Таврической епархии в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви. 10 июня еп. Волоколамский Феодор Поздеевский в Даниловом монастыре в Москве совершил его рукоположение во диакона, а 11 июня в присутствии о. Павла Флоренского, М. А. Новосёлова, Вяч. И. Иванова etc. – во иерея.
События Октябрьской революции воспринял отрицательно. В 1918 году покинул Москву, уехав сначала в Киев, зачем в Крым (Кореиз), и посвятил себя философии (c 1919 по 1921 гг. был профессором Таврического университета). В это время Булгаков пишет работы «Философия имени» (1920, изд. 1953) и «Трагедия философии» (1920, изд. 1928), где, среди прочего, осмысляются такие богословские темы как тринитарная онтология, религиозный персонализм и религиозная лингвофилософия.
30 декабря 1922 года на пароходе «Жанна» отправился в вынужденную эмиграцию из Севастополя в Константинополь (в Крыму остались его тёща и старший сын Фёдор), откуда в мае 1923 года переехал в Прагу. Здесь он стал профессором церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного Института. В октябре 1923 года участвует в первом съезде Русского студенческого христианского движения в чешском городе Пршеров (позже в 1924 году был ещё съезд во французском Аржероне, в 1925 – в сербском Хопове etc.). В августе 1924 года участвует в первом съезде учреждённого им (а также А. В. Карташёвым, Г. В. Флоровским etc.) Братства Святой Софии, Премудрости Божией.
В эмиграции мысль Булгакова обретает бо́льшую богословскую перспективу и концентрируется вокруг его софиологии – учении о богословском оправдании бытия мира через установление его онтологической связи с Богом. Данное учение позже было подвергнуто широкому обсуждению, в рамках которого были предложены как критические богословские суждения (вплоть до обвинений в ереси), так и предложения конструктивной философской рецепции в сферах богословской эстетики, космологии, социально-политической мысли etc.
В Праге Булгаков получил в доступ свои рукописи из Крыма и пишет «Ипостась и ипостасность» (1925, scholia к «Свету Невечернему»), «Пражский дневник» (1923-1925) и «Главы о Троичности» (1928).
В июле 1925 года переезжает в Париж, где участвует в создании Свято-Сергиевского православного богословского института (официальное открытие состоялось 30 апреля 1925 года) и Сергиевского Подворья (комплекс институтских строений с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского). Со дня открытия в 1925 г. и до своей кончины Булгаков был их бессменным главой, а также профессором кафедры догматического богословия.
Здесь же Булгаков активно поддерживает и курирует деятельность церковных молодёжных (РСХД) и экуменических движений (сотрудничество с англиканской церковью, участие в работе Всемирных христианских конференций). Был участником в конференции в британском Сент-Олбансе в декабре 1927/январе 1928 гг., на которой было создано православно-англиканское Албания святого и преподобного Сергия содружество.
В период эмиграции Булгаков оформляет финальный вариант софиологического учения и пишет самые известные свои богословские сочинения: «малую» («Купина неопалимая: Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери» (1927), «Друг Жениха: О православном почитании Предтечи» (1927), «Лестница Иаковля: Об ангелах») и «большую» («Агнец Божий: О Богочеловечестве. Часть I» (1933), «Утешитель: О Богочеловечестве. Часть II» (1936), «Невеста Агнца: О Богочеловечестве. Часть III» (опубликовано в 1945) богословские трилогии.
В 1939 году врачи обнаружили у него рак горла. За этим последовали тяжёлые операции и утрата способности речи. Однако Булгаков практически до последних дней своей жизни продолжал служить литургию и читать лекции.
Незадолго до смерти он написал работу «Софиология смерти» (1939) и закончил книгу «Апокалипсис Иоанна» (опубликовано в 1948). В 1943 году получил степень доктора церковной истории (honoris causa)
Скончался 13 июля 1944 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Ваганова Н. А. Софиология протоиерея Сергия Булгакова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.
С. Н. Булгаков: pro et contra, антология. СПб.: РХГА, 2021
Резниченко А. И. О смыслах имен: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minores. М.: Издательский дом Регнум, 2012. 416 с
Статья «Булгаков Сергей Николаевич» на «domloseva.ru»
Статья «Булгаков Сергей Николаевич» в «Новой философской энциклопедии»
Статья «Бердяев Николай Александрович» в «Православной энциклопедии»
«Пражский период» жизни протоиерея Сергия Булгакова (1923-1925)
Специализированный сайт, посвящённый С. Н. Булгакову