Ильин Иван Александрович

Есть люди, никогда не бывшие в России и еле говорящие по-русски,
но сердцем поющие и трепещущие вместе с Россией…
Ныне в эпоху эмигрантского рассеяния, во всех государствах мира
Найдутся полноправные граждане, духовно верные России…

Иван Александрович Ильин

Даты жизни: 28 марта (9 апреля) 1883 — 21 декабря 1954

Биография

Родился в Москве в семье присяжного поверенного. Учился сначала в Пятой Московской гимназии, а затем в Первой Московской гимназии, которую окончил с золотой медалью в 1901 г. Поступил в Московский университет на юридический факультет и окончил его с дипломом первой степени в 1906 году. Ильин был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. В 1910 году стал членом Московского психологического общества.

Москва, Ружейный пер., 104/99 (в настоящее время на этом месте построен другое здание – жилой дом 22). Дом, где И. А. Ильин жил первые годы своей жизни.

В годы первой русской революции Ильин придерживался довольно радикальных взглядов, но постепенно мигрировал в сторону правого крыла кадетской партии.
В 1910 – 1912 годах жил за границей (Германия, Италия, Франция), где продолжил свою научную деятельность в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, Парижа, Берлина; занимался в семинарах Г. Риккерта, Г. Зиммеля, Л. Нельсона, Э. Гуссерля; собирал материалы и готовил диссертацию.
После возвращения из научной командировки в 1912 году Ильин преподавал в Московском университете, на московских Высших женских курсах и в др. учебных заведениях. В «революционный» 1917 год издал пять брошюр, в которых им были сформулированы идеи правового государства, заключающееся в отнесении естественного права к тайне творения Господня и замыслу Бога о человеческом обществе. Для России после ожидаемого Ильиным крушения большевизма считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских предпочтений с аристократическим, ведущим слоем «национальной диктатуры».
В 1918 г. защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», за которую сразу получил две степени – магистра и доктора наук. Результатом этого научного исследования стало издание фундаментальной двухтомной работы Ильина «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918).
В 1921 г. стал председателем Московского Психологического общества (вместо скончавшегося Л. М. Лопатина).

Аудиторный корпус Московских Высших женских курсов на Девичье поле

После 1917 г. неоднократно арестовывался (по делу «Добровольческой армии») и в 1922 г. вместе с женой был на пароходе «Обербургомистр Хакен» выслан в Германию. 30 сентября 1922 года прибыл в Штеттин, а несколько позже перебрался в Берлин.
В Берлине Ильин принял участие в создании центра русской культуры: в частности, был одним из организаторов, профессором и деканом Русского Научного института. Издавал журнал «Русский Колокол» (1926 – 1930), читал лекции по русской культуре, стал одним из главных идеологов Белого движения в эмиграции, выступал на антикоммунистических митингах. Ильин был также членом редакции газеты «Возрождение», издаваемой П. Б. Струве, активно печатался в газетах «Россия и славянство» и «Русский инвалид» (Париж), «Новое время» (Белград), «Слово» (Нью-Йорк), «Православная Русь» (Джорданвилл), в журналах «Русская мысль» (Париж), «Перезвоны» (Рига), «Новый путь» (Женева), «День русского ребенка» (Сан-Франциско).
В это время Ильин активно занимается проблемами нравственной философии, результатом чего оказалось издание его знаменитой работы «О сопротивлении злу силою» (1925), вызвавшая полемику как в России, так и за рубежом.
В мае 1933 года в связи с приходом в Германии к власти национал-социалистов написал статью «Национал-социализм. Новый дух», в которой выступил в поддержку нового режима. В этом же году возглавил Русский научный институт, сменив на этом посту вынужденного покинуть Германию С. Л. Франка и уволив ряд сотрудников, в том числе бывшего директора института В. И. Ясинского.
В 30-е годы Ильин также пишет несколько важных работ, посвящённых России и русской культуре. Из них следует выделить «Путь духовного обновления» (1937). В середине 30-х годов Ильин также сотрудничал с организацией «Русская братская помощь» (Russische Bruderhilfe), которая устраивала в разных городах Германии его публичные лекции о гонениях на Церковь в России и печатала некоторые из этих лекций.

Фотография: Russische_Bruderhilfe_съезд.jpg
Подпись: Съезд «Русской братской помощи» («Russische Bruderhilfe») в Лемго. Апрель 1937 года.

Съезд «Русской братской помощи» («Russische Bruderhilfe») в Лемго. Апрель 1937 года.

Однако его деятельность в это время не нашла одобрения у нацистской власти в Германии и в 1934 году Ильин потерял работу в Русском научном институте, а в 1938 году был вынужден переехать в Швейцарию, где обосновался в пригороде Цюриха Цолликоне. Швейцарские власти запретили ему всякую политическую деятельность под страхом возвращения в Германию, он был лишен заработка и сам оценивал свое положение как «раба в демократическом государстве».
Тем не менее в Швейцарии Ильин написал книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» (1947) и «Путь к очевидности» (издана посмертно в Мюнхене в 1957 году). В конце жизни также закончил и издал произведение, над которым работал более тридцати лет, – «Аксиомы религиозного опыта» (1953). Рассматривая в этой работе религиозный опыт личности как основание веры, а пережитое в этом опыте Откровение – как его источник, Ильин различал религиозный акт, его содержание и Предмет религии (Бог как объективно сущее Совершенство).
Многие его произведения этого периода вышли в свет только после его смерти усилиями жены, учеников и друзей. Так, были изданы его важные посвящённые теории государства и политического устройства работы «Наши задачи» (1956) и незаконченный труд «О монархии и республике» (1978).
Скончался Ильин после продолжительной болезни в 21 декабря 1954 года. Похоронен в Цолликоне. В 2005 году прах Ивана Ильина был перевезен в Россию и погребен на кладбище Донского монастыря в Москве.

Москва, Донской монастырь. Могила И. А. Ильина и Н. Н. Ильиной