Карсавин Лев Платонович

Россия переживает второй период острой европеизации (считая первым эпоху Петра). Задача православной или русской культуры и универсальна, и индивидуально-национальна. Эта культура должна раскрыть, актуализировать хранимые ею с VIII в. потенции, но раскрыть их путем приятия в себя актуализованного культурою западной (в этом смысл «европеизации») и восполнения приемлемого своим.

Лев Платонович Карсавин

Даты жизни: 30 ноября (в некоторых источниках 1 декабря) 1882 — 20 июля 1952

Биография

Родился в семье известного танцовщика и балетмейстера Мариинского театра. В 1892 г. поступил в Пятую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил в 1901 г. с золотой медалью.

Пятая Санкт-Петербургская гимназия

После этого поступил в Петербургский университет и закончил его в 1906 г. по историческому отделению и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. С этого же года преподавал в гимназии Императорского Человеколюбивого общества, в Частной женской гимназии А. П. Никифоровой и в Центральном училище технического рисования А. Л. Штиглица.
В университете под руководством И. М. Гревса занимался исследованиями западной средневековой культуры в её религиозных аспектах. Впоследствии в русле этой деятельности Карсавин разработал своеобразный социально-психологический метод медивистических исследований, предвосхитивший схожие открытия советской и французской исторических школ. Данный этап работы Карсавина представлен прежде всего его работами «Монашество в средние века» (1912) и «Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии» (1915), написанной на основании докторской диссертации.

Санкт-Петербург, ул. Ольгина, 14. Дом, где жил Л. П. Карсавин

С 1909 года он преподает на Высших женских (Бестужевских) курсах и о ведёт занятия в Петербургском (позднее Петроградском) Историко-филологическом институте. По возвращении из длительной европейской (Италия и Франция) командировки (1910–1912) к числу мест его преподавательской службы добавляются Историко-литературные и юридические Высшие женские курсы Н. П. Раева, Высшие курсы П. Ф. Лесгафта и Технологический институт.

Петербургский историко-филологический институт

В 1911–1916 годах он, как и многие крупные ученые того времени, активно сотрудничает с отделом средних веков редакции «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, для которого им было составлено в общей сложности 39 статей. В 1916 г., после защиты докторской диссертации помимо степени доктора всеобщей истории также получает степень доктора богословия в Петербургской Духовной академии.
В годы мировой войны и революции наступает переходный период творчества Карсавина: темы его исследований непрерывно эволюционируют от истории к философской и богословской проблематике.
После революции Карсавин не стал политическим противником власти большевиков, однако он не думал скрывать своих активных христианских убеждений. Так, в это время он читал проповеди в Петроградских храмах, а его творчество обрело всё более богословское содеражние. В 1920 году Карсавин стал одним из учредителей Петроградского Богословского института (просуществовал до 1922 г.). В это же время участвовал в деятельности петроградского «Братства Святой Софии» (1918–1922), являлся одним из учредителей Вольной философской ассоциации (1919–1924) и одним из учредителей издательства «Петрополис».

Петроградский Богословский институт

В 1922 г. он был выборным ректором Петроградского университета, однако 16 ноября 1922 г. на пароходе «Пруссия» Карсавин был выслан из России.
«Петербургский» период жизни сменился для Карсавина «берлинским». В Берлине он активно участвовал в религиозной, академической, общественной жизни русской диаспоры. С 1922 по 1926 он был профессором Русского научного института, тогда же выступил соучредителем издательства «Обелиск», принимал участие в деятельности руководимой Н. А. Бердяевым Религиозно-философской академии, руководил религиозно-философским кружком молодежи и был избран заместителем председателя Бюро русского академического союза в Германии (вместе с С. Л. Франком, В. Э. Сеземаном etc.).
В тот же период он чрезвычайно интенсивно работал и выпустил в свет ряд важных книг: «Философия истории» (1923), «Джордано Бруно» (1923) и «О началах» (1925).
Философия Карсавина развивалась в русле метафизики всеединства, подчинённой принципам личностности и Триединства, восходящим к православному догмату троичности Бога. Важной идеей Карсавина в этот период было понятие «симфонической личности», подразумевающее под собой совокупность личностей (разные формы «мы»), устремлённых к Богу.
20 июля 1926 г. Карсавин перебрался в Кламар под Парижем. Этот период был ознаменован его присоединением к левому крылу евразийского движения (сближение началось ещё в Берлине с 1923-24 годах через знакомство с П. П. Сувчинским). Фактически Карсавин стал одним из главных идеологов евразийства и активно участвовал в его деятельности: возглавил Евразийский семинар в Париже, был членом редколлегии газеты «Евразия», участвовал в евразийских сборниках (где, среди прочего, защищал некоторые просоветские концепции).
В конце 1927 года, предварительно отказавшись стать профессором Оксфордского университета, получил приглашение занять кафедру всеобщей истории в Литовском университете. В 1928 году переезжает в Каунас, а с 1929 г. он практически прекращает сотрудничество с евразийским движением. При этом близость евразийским идеям в социальной философии и теории государства (иерархизм, социоцентризм) сохранялась и в его работах 30-х гг. С 1932 года Карсавин активно участвовал в работе Литовского философского общества, а с 1933 по 1942 г. – в Литовской энциклопедии. Он также участвовал в работе Литовского исторического обшества, с 1936 по 1938 годы редактировал научный исторический журнал Каунасского ун-та «Senove» (Старина), а с 1938 г. сделался попечителем студенческой корпорации «Ruthenia».
Его главными работами этого периода становятся философская работа «О личности» (1929) и фундаментальный курс «История европейской культуры» в пяти томах (1931–1937).

Вильнюс, Диджёйи, 1. Дом, где жил Карсавин в Литве.

После присоединения Литвы к СССР отказался от переезда в другую страну и в 1940 году он вместе с университетом переехал в Вильнюс, стал профессором Вильнюсского университета, с 1941 года также преподавал в Художественном институте, с 1944 года работал в Художественном музее.
Как и в послереволюционном Петрограде, его поведение в Литве было смелым до безрассудства; он отказывается участвовать в выборах, публично делает антисталинские высказывания.
В 1944 году советскими властями отстранён от преподавания в Вильнюсском университете и уволен из музея. В 1949 году уволен из Художественного института, арестован и обвинён в участии в антисоветском евразийском движении и подготовке свержения советской власти.
9 июля 1949 года его арестовали, 20 апреля 1950 года приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей, а в декабре 1950 г. отправили по этапу.
В спецлагере для инвалидов в посёлке Абезь Коми АССР, он создал около десяти небольших религиозно-философских сочинений, в числе которых произведения философской поэзии: венок сонетов и крупный цикл терцин. Здесь же вокруг него образовался кружок заключенных, где обсуждались темы искусства, философии, религии.
Умер от туберкулёза 20 июля 1952 года. Похоронен на кладбище поселка Абезь.

Абезь, кладбище посёлка. Могила Л. П. Карсавина.
Основные Труды

Монашество в средние века – КарсавинМонашествовСредниевека.djvu
Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии
Культура средних веков
Философия истории – КарсавинФилософияистории.djvu
Джордано Бруно
О началах. Опыт христианской метафизики. Берлин
О личности
История европейской культуры (в пяти томах) – КарсавинИсторияевропейской_культуры.djvu

Обложки книг Л. П. Карсавина
Рекомендуем

Ванеев А.А. Два года в Абези. // Ванеев А.А. Два года в Абези. В память о Л.П. Карсавине. Приложения. Брюссель, «Жизнь с Богом». 1990. С. 5 − 189.
Хоружий С. С. Жизнь и учение Льва Карсавина // Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 131–187.
Мелих Ю. Б. Персонализм Л. П. Карсавина и европейская философия. М., 2003;
Статья «Карсавин Лев Платонович» на «domloseva.ru»
Статья «Карсавин Лев Платонович» в «Православной энциклопедии»