Россия переживает второй период острой европеизации (считая первым эпоху Петра). Задача православной или русской культуры и универсальна, и индивидуально-национальна. Эта культура должна раскрыть, актуализировать хранимые ею с VIII в. потенции, но раскрыть их путем приятия в себя актуализованного культурою западной (в этом смысл «европеизации») и восполнения приемлемого своим.
Даты жизни: 30 ноября (в некоторых источниках 1 декабря) 1882 — 20 июля 1952
Родился в семье известного танцовщика и балетмейстера Мариинского театра. В 1892 г. поступил в Пятую Санкт-Петербургскую гимназию, которую окончил в 1901 г. с золотой медалью.
После этого поступил в Петербургский университет и закончил его в 1906 г. по историческому отделению и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. С этого же года преподавал в гимназии Императорского Человеколюбивого общества, в Частной женской гимназии А. П. Никифоровой и в Центральном училище технического рисования А. Л. Штиглица.
В университете под руководством И. М. Гревса занимался исследованиями западной средневековой культуры в её религиозных аспектах. Впоследствии в русле этой деятельности Карсавин разработал своеобразный социально-психологический метод медивистических исследований, предвосхитивший схожие открытия советской и французской исторических школ. Данный этап работы Карсавина представлен прежде всего его работами «Монашество в средние века» (1912) и «Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии» (1915), написанной на основании докторской диссертации.
С 1909 года он преподает на Высших женских (Бестужевских) курсах и о ведёт занятия в Петербургском (позднее Петроградском) Историко-филологическом институте. По возвращении из длительной европейской (Италия и Франция) командировки (1910–1912) к числу мест его преподавательской службы добавляются Историко-литературные и юридические Высшие женские курсы Н. П. Раева, Высшие курсы П. Ф. Лесгафта и Технологический институт.
В 1911–1916 годах он, как и многие крупные ученые того времени, активно сотрудничает с отделом средних веков редакции «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, для которого им было составлено в общей сложности 39 статей. В 1916 г., после защиты докторской диссертации помимо степени доктора всеобщей истории также получает степень доктора богословия в Петербургской Духовной академии.
В годы мировой войны и революции наступает переходный период творчества Карсавина: темы его исследований непрерывно эволюционируют от истории к философской и богословской проблематике.
После революции Карсавин не стал политическим противником власти большевиков, однако он не думал скрывать своих активных христианских убеждений. Так, в это время он читал проповеди в Петроградских храмах, а его творчество обрело всё более богословское содеражние. В 1920 году Карсавин стал одним из учредителей Петроградского Богословского института (просуществовал до 1922 г.). В это же время участвовал в деятельности петроградского «Братства Святой Софии» (1918–1922), являлся одним из учредителей Вольной философской ассоциации (1919–1924) и одним из учредителей издательства «Петрополис».
В 1922 г. он был выборным ректором Петроградского университета, однако 16 ноября 1922 г. на пароходе «Пруссия» Карсавин был выслан из России.
«Петербургский» период жизни сменился для Карсавина «берлинским». В Берлине он активно участвовал в религиозной, академической, общественной жизни русской диаспоры. С 1922 по 1926 он был профессором Русского научного института, тогда же выступил соучредителем издательства «Обелиск», принимал участие в деятельности руководимой Н. А. Бердяевым Религиозно-философской академии, руководил религиозно-философским кружком молодежи и был избран заместителем председателя Бюро русского академического союза в Германии (вместе с С. Л. Франком, В. Э. Сеземаном etc.).
В тот же период он чрезвычайно интенсивно работал и выпустил в свет ряд важных книг: «Философия истории» (1923), «Джордано Бруно» (1923) и «О началах» (1925).
Философия Карсавина развивалась в русле метафизики всеединства, подчинённой принципам личностности и Триединства, восходящим к православному догмату троичности Бога. Важной идеей Карсавина в этот период было понятие «симфонической личности», подразумевающее под собой совокупность личностей (разные формы «мы»), устремлённых к Богу.
20 июля 1926 г. Карсавин перебрался в Кламар под Парижем. Этот период был ознаменован его присоединением к левому крылу евразийского движения (сближение началось ещё в Берлине с 1923-24 годах через знакомство с П. П. Сувчинским). Фактически Карсавин стал одним из главных идеологов евразийства и активно участвовал в его деятельности: возглавил Евразийский семинар в Париже, был членом редколлегии газеты «Евразия», участвовал в евразийских сборниках (где, среди прочего, защищал некоторые просоветские концепции).
В конце 1927 года, предварительно отказавшись стать профессором Оксфордского университета, получил приглашение занять кафедру всеобщей истории в Литовском университете. В 1928 году переезжает в Каунас, а с 1929 г. он практически прекращает сотрудничество с евразийским движением. При этом близость евразийским идеям в социальной философии и теории государства (иерархизм, социоцентризм) сохранялась и в его работах 30-х гг. С 1932 года Карсавин активно участвовал в работе Литовского философского общества, а с 1933 по 1942 г. – в Литовской энциклопедии. Он также участвовал в работе Литовского исторического обшества, с 1936 по 1938 годы редактировал научный исторический журнал Каунасского ун-та «Senove» (Старина), а с 1938 г. сделался попечителем студенческой корпорации «Ruthenia».
Его главными работами этого периода становятся философская работа «О личности» (1929) и фундаментальный курс «История европейской культуры» в пяти томах (1931–1937).
После присоединения Литвы к СССР отказался от переезда в другую страну и в 1940 году он вместе с университетом переехал в Вильнюс, стал профессором Вильнюсского университета, с 1941 года также преподавал в Художественном институте, с 1944 года работал в Художественном музее.
Как и в послереволюционном Петрограде, его поведение в Литве было смелым до безрассудства; он отказывается участвовать в выборах, публично делает антисталинские высказывания.
В 1944 году советскими властями отстранён от преподавания в Вильнюсском университете и уволен из музея. В 1949 году уволен из Художественного института, арестован и обвинён в участии в антисоветском евразийском движении и подготовке свержения советской власти.
9 июля 1949 года его арестовали, 20 апреля 1950 года приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей, а в декабре 1950 г. отправили по этапу.
В спецлагере для инвалидов в посёлке Абезь Коми АССР, он создал около десяти небольших религиозно-философских сочинений, в числе которых произведения философской поэзии: венок сонетов и крупный цикл терцин. Здесь же вокруг него образовался кружок заключенных, где обсуждались темы искусства, философии, религии.
Умер от туберкулёза 20 июля 1952 года. Похоронен на кладбище поселка Абезь.
Монашество в средние века – КарсавинМонашествовСредниевека.djvu
Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии
Культура средних веков
Философия истории – КарсавинФилософияистории.djvu
Джордано Бруно
О началах. Опыт христианской метафизики. Берлин
О личности
История европейской культуры (в пяти томах) – КарсавинИсторияевропейской_культуры.djvu
Ванеев А.А. Два года в Абези. // Ванеев А.А. Два года в Абези. В память о Л.П. Карсавине. Приложения. Брюссель, «Жизнь с Богом». 1990. С. 5 − 189.
Хоружий С. С. Жизнь и учение Льва Карсавина // Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 131–187.
Мелих Ю. Б. Персонализм Л. П. Карсавина и европейская философия. М., 2003;
Статья «Карсавин Лев Платонович» на «domloseva.ru»
Статья «Карсавин Лев Платонович» в «Православной энциклопедии»