Эпоха, все творчество которой было основано на отрицании высших духовных ценностей, питавших человеческий дух, должна смениться эпохой, свободное творчество которой всецело укреплено укорененностью человеческого духа в высшем духовном начале
Даты жизни: 16/28.1.1877—10.12.1950
Родился в Москве в семье врача. Под влиянием дедушки, М. М. Россиянского, в детстве изучал древнееврейский язык, Библию и историю еврейского народа (в связи с этим он осознавал своё «ветхозаветное» понимание христианства).
В 1886—1892 годах Семён Франк учился в Лазаревском институте восточных языков. В 1892 году семья Франка переехала в Нижний Новгород. Он поступил Нижегородскую мужскую гимназию, где, среди прочего, приобрёл увлечение левой социальной мыслью. С 1894 году поступил учиться в Московский университет на юридический факультет. В 1889 году, получив свидетельство об окончании восьми семестров, отложил сдачу государственных экзаменов. После ареста в связи с участием в студенческих волнениях уехал в Нижний Новгород, а оттуда – в Германию для посещения лекций по политической экономии и философии Гейдельбергском и Мюнхенском университетах. Франк вернулся в Россию весной 1901 года. В Казани сдал государственный экзамен, получив степень кандидата.
Интерес к марксизму сменяется у Франка увлечением неокантианством и ницшеанством. С 1901 по 1905 годы он переводит многие тексты западных мыслителей («Прелюдии» Вильгельма Виндельбанда, «История новой философии» Куно Фишера, «Речи о религии к образованным людям» Фридриха Шлейермахера etc.)
Осенью 1905 года переезжает в Петербург, работает над редакцией журналов «Полярная звезда», «Свобода и культура», «Русская мысль», «Новый путь» и «Вопросы жизни». В 1909 году участвует в формировании сборника «Вехи».
Осенью 1912 года становится приват-доцентом Петербургского университета. В немецкой командировке 1913-1914 гг. Франк написал первую крупную свою работу «Предмет знания» (публикация в 1915 году). Следующая книга «Душа человека» (1917), посвящённая религиозно-философской психологии должна была стать докторской диссертацией, но из-за революции и отмены ученых званий не была защищена.
Летом 1917 года Франк переехал в Саратов и стал деканом историко-философского факультета Саратовского университета. В 1918 году участвует формировании сборника «Из глубины» (его статья «De profundis» дала название сборнику).
В 1921 году вернулся в Москву (жил по адресу: Медвежий пер., 3), был избран членом «Философского института» при Московском университете, участвовал в деятельности Вольной академии духовной культуры.
29 сентября 1922 года покинул Россию в составе «Философского парохода» и поселился вместе с семьёй в Берлине (жил по адресу: Халензе, Йоахим-Фридрих-Штрассе, 48). Здесь он принимал активное участие в деятельности Русского научного института и Религиозно-философской академии. 4 ноября 1922 года участвовал в создании берлинского Клуба писателей при кафе «Леон» (собрания клуба осуществлялись еженедельно). 8 января 1923 года при активном участии Франка создаётся движение «Новая русская школа», объединившее более пятидесяти русских учителей в Берлине.
В это время Франк выпускает ряд значительных произведений, «Религия и наука» (1924), «Смысл жизни» (1926) etc. В это же время во Владимирской церкви после богослужений читает доклады («О бессмертии», 1923; «Три искушения», 1924). В 1920-30-е годы формируется исследовательская оптика Франка: проблемы бытия, познания, личности, философии религии и социальной философии. Философия Франка определяется в это время как «антиномистический монодуализм», стремящийся синтезировать пантеистические тенденции с мотивами религиозного экзистенциализма.
Свою социальную философию Франк изложил в книге «Духовные основы общества» (1930), где утверждал примат социального единства «Мы» над индивидуальным «Я».
В 1932 году был назначен директором Русского научного института, однако летом 1933 года покинул этот пост, уступив место более лояльному к новой власти Ивану Ильину. В 1937 году Франк вынужденно покинул Германию под угрозой преследования со стороны действующих властей и перебрался во Францию.
В 1939 году выходит одна их центральных книг философского творчества Франка «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии», где он анализирует проблему познания реальности, возможность сверхрационального знания и сотношение постижимости/непостижимости бытия. Последующие работы Франка всё более обретают богословскую перспективу. В них он обращается к проблемам духовной реальности, веры, искомого смысла etc.
В годы Второй мировой войны Франк жил на юге Франции (в средиземноморских местечках Ла-Фавьер и Ле Лаванду), скрывая свое еврейское происхождение. Время немецкой оккупации он с женой пережил в предальпийских посёлках в районе Гренобля. В это время он писал книги «С нами Бог» (1946 – издана на английском языке;1964 – в русском оригинале) и «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социологии» (1949)».
В 1945 году перебрался с женой в Англию. Здесь он работал над книгой «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (опубликована в 1956 году), а также подготовил антологию работ Владимира Соловьёва на английском языке (1950).
Семён Франк скончался 10 декабря 1950 года. Похоронен на кладбище Хендон в Лондоне.
Аляев Г. Е. Семен Франк. СПб.: Наука, 2017. 255 с.
Оболевич Т. Семен Франк: Штрихи к портрету философа. М.: Изд-во ББИ, 2017. XIV, 202 с.
Резниченко А. И. О смыслах имен: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minores. М.: Издательский дом Регнум, 2012. 416 с.
Франк, В. С. Русский мальчик в Берлине // Волга. Ежемесячный литературный журнал, 1998. №10 С. 108 – 168.
Цыганков А. С., Оболевич Т. Немецкий период философской биографии С.Л. Франка (новые материалы) (в соавторстве с Т. Оболевич). М.: ИФРАН, 2019. 272 с.
Сайт «Дома Франка»
Статья «Франк Семён Людвигович» на «domloseva.ru»
Статья «Франк Семён Людвигович» в Электронной еврейской энциклопедии