Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании.
Даты жизни: 6(18) марта 1874 — 23 марта 1948
Родился в 1874 году в Обухово Киевской губернии в дворянской семье Бердяевых. Учился в Киевском кадетском корпусе, затем в Университете Святого Владимира (Киев) на естественном и юридическом факультетах.
С раннего возраста проявил интерес к философии и политике – в юности активно читает немецких философов, увлекается марксизмом, в студенческое время активно участвует в социал-демократическом движении. В 1898 г. за участие в студенческой демонстрации «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» подвергся месячному тюремному заключению, был судим и выслан в Вологду. В 1904 году перебрался в Санкт-Петербург, участвовал в «средах» Вяч. И. Иванова «На Башне», бывал на «воскресеньях» у В. В. Розанова.
Повторяя путь многих своих современников, Бердяев отходит «от марксизма» и переходит «к идеализму». С 1904 г. Бердяев начинает сотрудничает с журналом «Новый путь», в 1905-1906 гг. совместно с С. Н. Булгаковым редактирует журнал «Вопросы жизни».
Зимой 1907-1908 гг. отправляется в Париж, активно общается с кругом Мережковских и, по возвращении в 1909 году поселяется в Москве, с сближается с кругом моcковских православных философов, объединенных книгоиздательством «Путь». Принимает деятельное участие в организации Религиозно-философского Общества памяти Вл. Соловьева. Важным событием в биографии Бердяева-публициста явилась статья «Философская истина и интеллигентская правда», открывавшая знаменитый сборник «Вехи» (1909), в котором были подвергнуты критическому пересмотру основы мировоззрения русской интеллигенции.
Выражением умонастроения этого периода стала «Философия свободы» (1911), в которой Бердяев обращается к попытке построения христианской онтологии, на которой, по мысли Бердяева, может быть реализован замысел «философии свободных» – соборно (церковно) бытийствующих. Поддерживает имяславие (статья «Гасители духа» 1913 года)
В этот период Бердяев начинает вырабатывать свой специфический стиль, который В. В. Розанов определил как стиль «высказывания», а не «доказывания».
Позже обращается к наследию немецких мистиков (Экхарт, Бёме etc.), где обнаруживает основание для своего отказа от теодицеи и формирования учения об антроподицее как оправдании человека в творчестве и через творчество (в феврале 1914 г. Бердяев закончил книгу «Смысл творчества»). Центральным положением «смысла творчества» стала идея откровения человека в ходе совместного с Богом продолжаемого творения (теургии).
Первая мировая война и революция оказались центральными темами творчества Бердяева в 1914—1924 гг., где он осмысляет исторические события в перспективе общей истории мiроздания и концепции русского мессианства – Бердяев убеждён в эсхатологической предрасположенности России. Февральскую революцию 1917 г. Бердяев воспринял с энтузиазмом, подразумевая судьбоносный характер происходящих событий.
В 1918 году Бердяев ненадолго принял руководство Всероссийским Союзом писателей, а в 1920 году получил звание профессора философии Московского университета.
В том же году Бердяев организует в Москве Вольную академию духовной культуры («квартирные» собрания начались годом ранее), в деятельности которой участвуют ведущие отечественные философы и учёные (С. Л. Франк, Н. О. Лосский etc.). Однако вскоре был арестован (второй раз, первый был в 1920 году) и выслан в немецкий Штеттин на «Философском пароходе».
Следующим пунктом его европейского «путешествия» стал Берлин. Здесь Бердяев знакомится с О. Шпенглером, М. Шелером и Г. фон Кайзерлингом, пишет книгу «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы» (1924) и организует Религиозно-философскую академию. При помощи YMCA (Юношеская христианская ассоциация) здесь же он издал несколько книг: «Смысл истории», «Константин Леонтьев», «Философия неравенства». Осмысление событий русской истории привело Бердяева к мысли о смене гуманистической культурной парадигмы новой эпохой «нового средневековья», характеризующейся религиозным возрождением и религиозными конфликтами, столкновением христианских и антихристианских идей.
В 1924 г. Бердяев переезжает в Париж, где возобновляет деятельность религиозно-философской академии и активно участвует в деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД). С 1925 г. он издавал журнал «Путь», участвовал во многих международных научных мероприятиях, организовывал интерконфессиональные встречи представителей католической, протестантской и православной религиозно-философской мысли (среди которых Ж. Маритен, Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт etc.).
Основные направления его мысли в эмигрантский период – освобождение от онтологизма, опыт «беспочвенного» существования, находящего опору лишь в личности (персонализм) и её существовании (экзистенциализм). Его размышления о свободе и личности легли в основу книги «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», вышедшей в 1931 году. Чуть позже выходит одно из главных его персоналистических произведений – «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения» (1934). Особой темой его эмигрантского периода становится также критический анализ марксизма как философии и тотального мировоззрения, выделяя в нём как положительные, так и отрицательные стороны.
Во время войны Бердяев написал еще несколько книг, среди которых «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1943-45), а также его философская автобиография «Самопознание» (опубликована после смерти философа).
После Второй мировой войны вышла книга «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в.» (1946), посвященная концептуальному осмыслению истории русской мысли и культуры. Здесь Бердяев выражал надежду, что в постсоветской России будет возможно выполнение предназначенной для России миссии – объединить восточное и западное исторические начала. В этом же году Бердяев получил советское гражданство.
В 1947 году получил звание доктора теологии honoris causa Кембриджского университета.
Умер в 1948 г. в Кламаре, под Парижем за письменным столом, работая над книгой «Царство Духа и Царство Кесаря». Там же похоронен на городском кладбище Буа-Тардье.
Философия свободы
Смысл творчества (Опыт оправдания человека)
Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии
Смысл истории
О назначении человека (Опыт парадоксальной этики)
Я и мир объектов (Опыт философии одиночества и общения)
Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности
Истоки и смысл русского коммунизма
Самопознание (Опыт философской автобиографии)
Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого
Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века)
Царство Духа и царство Кесаря – Царство Духа и царство Кесаря.pdf
Библиография
Н. А. Бердяев: pro et contra, Антология, кн. 1. СПб.: РХГИ, 1994
Вадимов А. (Александр Вадимович Цветков). Жизнь Бердяева: Россия. Berkeley Slavic Specialties, 1993.
Волкогонова О. Д. Бердяев. М.: Молодая гвардия, 2010. (Жизнь замечательных людей)
Волкогонова О.Д.. Н. Бердяев. Интеллектуальная биография [электронная публикация]
Галушкин, А. И. После Бердяева: Вольная академия духовной культуры в 1922-1923 гг. // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник-1997. СПб.: Алетейя, 1997. С. 237 – 244.
Статья «Бердяев Николай Александрович» на «domloseva.ru»
Статья «Бердяев Николай Александрович» в «Новой философской энциклопедии»
Статья «Бердяев Николай Александрович» в «Православной энциклопедии»
Специализированный сайт, посвящённый Н. А. Бердяеву